Е. Саричева
Слово на сцене
Страницы из книги "Как поставить спектакль" 1962 г.
К содержанию книги>>>
Что
такое сценическая речь? Отличается ли она чем-нибудь от речи человека в
обычных жизненных условиях? В книге «Работа актера над собой» К. С.
Станиславский немало страниц уделил вопросам речи. Придавая огромное
значение слову на сцене, Станиславский указывал: «Слово является самым
конкретным выразителем человеческой мысли».
Разницы в понимании
сущности слова как носителя мысли ни в жизненных, ни в сценических
условиях не существует. Общаясь, люди высказывают свои мысли в той
форме, в тех выражениях, которые им свойственны, пользуются тем
словарным запасом, которым располагают, и воздействуют на собеседника
доступными им средствами убеждения.
На сцене актер связан авторским текстом.
Чтобы
довести до зрителя в художественной форме мысли автора, заложенные в
пьесе, чтобы убедить, увлечь, захватить ими зрителя, актеру или чтецу
необходимо владеть словом и всеми средствами его выразительности.
Сценическое слово неразрывно связано с целым рядом элементов актерского
мастерства.
Как бы ни были богаты и глубоки по содержанию мысли и
чувства, которыми живет на сцене актер, и как бы близки и понятны ни
были они ему, внешнее выражение этих мыслей и чувств будет искажено или
вовсе не дойдет до зрителя, если исполнитель не овладел техникой
сценической речи. Осуществляется эта техника посредством речевого и
голосового аппарата человека. К речевому аппарату относятся губы, язык,
голосовые связки, глотка, нижняя челюсть, маленький язычок, полости рта и
носа. А под основными элементами техники сценической речи в узком
смысле этого слова) подразумевается овладение актером дикцией, дыханием и
голосом.
Этим, однако, не ограничивается понятие о сценическом
слове, но объем данной статьи не позволяет нам касаться вопроса в более
широком плане.
Прежде чем ознакомиться с элементами техники сценической речи, актеру следует заняться культурой своей речи.
К странице 2>>>